Исследование координационной структуры спортсменов в видах спорта с асимметричным выполнением движения

Аннотация. Цель работы состояла в  разработке технологии совершенствования координационной подготовленности спортсменов в видах спорта с асимметричным выполнением движения. Была разработана методика сопряжённого развития уровня силовой и координационной подготовленности с использованием статодинамических упражнений и контроля устойчивости положения тела с помощью стабилоанализатора компьютерного «Статокинезиметр – СтабилАн».

Ключевые слова: стабилометрия, двигательная асимметрия, координация

В протекании разнообразных физиологических процессов организма человека отчетливо выступает асимметрия функций: врожденное преобладание право- или леворукости, доминирование левого полушария и т.д., и функциональная асимметрия – следствие неправильной тренировки в обучения. Целесообразная организация и реализация возможностей двигательного аппарата спортсмена тесно связана с проявлением функциональной асимметрией. Наличие асимметрий диктует необходимость их учёта для индивидуального прогнозирования успешности в том или ином виде спортивной деятельности и для дифференцированного подхода к обучению. Также существует проблема подготовки спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в частности, с ампутацией конечности.

Причиной двигательной асимметрии принято считать, во-первых, различие степени участия, или различную роль, правого и левого полушария головного мозга в управлении движениями конечностей, во-вторых – условия жизнедеятельности человека. Тренировочный процесс, разумеется, влияет на степень асимметрии, как в силовом, так и в координационном плане.

Асимметричные виды спорта – те, при занятиях которыми обе половины тела спортсмена выполняют разные действия. При этом спортсмен, как правило, находится в вынужденной асимметричной позе. Кроме того, в связи с особенностями техники того или иного вида спорта позвоночник часто совершает однообразные наклонные движения в одну и ту же сторону или же происходит скручивание его вдоль вертикальной оси. В связи с этим одна половина тела испытывает нагрузку значительно в большей степени, чем другая.

Цель исследования: разработать технологию совершенствования координационной подготовленности спортсменов в видах спорта с ассиметричным выполнением движения.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  • Изучить особенности координационной подготовленности спортсменов в видах спорта с асимметричным выполнением движения.
  • Разработать методику развития локальной силовой тренировки, направленной на повышение уровня координационной подготовленности.
  • Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение материалов научно-методической литературы; педагогический эксперимент; методы математической статистики; компьютерная динамометрия – комплекс Biodex; компьютерная стабилометрия (статокинезиметрия) – комплекс «Статокинезиметр – СтабилАн».

Результаты исследования

До педагогического эксперимента было проведено контрольное испытание в виде десятикратных скачков на левой ноге. Затем, после отдыха не менее 20 минут, выполнялись прыжки на правой ноге. Кроме того, было выполнено тестирование на компьютерном комплексе Biodex. В изометрическом режиме выполнялось сгибание-разгибание в коленном, тазобедренном и локтевом суставах, а также приведение-отведение в плечевом и тазобедренном суставах.

Для оценки уровня координационной подготовленности по батареи тестов (оценка выполнения баллистических, следящих движений, оценка кратковременной двигательной памяти) было проведено обследование на Стабилоанализаторе компьютерном с биологической обратной связью «Статокинезиметр – СтабилАн». Та же процедура тестирования была проведения после окончания педагогического тестирования. В эксперименте приняло участие 6 испытуемых (3 со специализацией легкоатлетические прыжки, 3 стрелка и один теннисист) в экспериментальной группе и 5 – в контрольной.

Был разработан комплекс упражнений по развитию локальной силы мышечных групп верхних и нижних конечностей, с учётом классификации упражнений по анатомическому признаку и осям движений. 

Таблица 1.

Комплекс упражнений на развитие локальной силы

Соединения свободных конечностей

Ось движения

Исходное положение

Плечевой сустав

Сагиттальная

(отведение-приведение)

1) стоя на стабилоплатформе, рука в сторону с резиновыми эспандерами;

2) стоя на стабилоплатформе, рука полусогнута перед собой с резиновыми эспандерами;

Локтевой сустав

Фронтальная

(сгибание-разгибание)

3) стоя на стабилоплатформе, рука вверх полусогнута с резиновыми эспандерами;

4) стоя на стабилоплатформе, рука перед собой полусогнута с резиновыми эспандерами;

Тазобедренный сустав

Фронтальная

(сгибание-разгибание)

5) стоя на стабилоплатформе, вторая согнута, резиновые эспандеры в руке;

Сагиттальная

(отведение-приведение)

6) стоя на стабилоплатформе одной ногой, вторая полусогнута поднята вверх;

Коленный сустав

Фронтальная

(сгибание-разгибание)

7) стоя на стабилоплатформе одной ногой, вторая полусогнута сзади с резиновыми эспандерами;

8) стоя на стабилоплатформе одной ногой, вторая в сторону с резиновыми эспандерами;

 

Силовая тренировка связана с усилением белкового обмена в мышцах, для восстановления которого требуется 2-3 суток. Поэтому нагрузку одной направленности, в данном случае, силовой, необходимо развести по дням в соответствии локализации их действия и по вовлечению мышц-антагонистов (табл. 2).

Таблица 2.

Микроциклы тренировки на развитие локальной силы

Рабочие суставы

Первый день

Второй день

Плечевой

Отведение-приведение

 

Локтевой

 

Сгибание-разгибание

Тазобедренный

 

Сгибание-разгибание;

Отведение-приведение

Коленный

Сгибание-разгибание

 

 

Режим работы с резиновыми экспандерами – статодинамический, который представляет собой повторное выполнение однообразных двигательных действий с относительно низким темпом (1 цикл за 1-5 с). Основное требование к выполнению упражнений является постоянное напряжение тренируемых мышц. Упражнение выполняется в течение 50-60 с. Общее время тренировки в одном занятии составляло 20 минут.

Упражнения в комплексе выполняются с интенсивностью 30-70 % максимального произвольного сокращения. Испытуемый без разминки становится на стабилоплатформу лицом к монитору. Берёт резинки, закреплённые снизу за стенд, на котором располагается стабилоплатформа. Запускается исследовательская методика «Мишень». На экране появляется мишень и маркёр, показывающий положение центра давления испытуемого. Выполнение силовых упражнений осуществляется одновременно с удержанием маркёра в центре монитора.

Для выравнивания моторной асимметрии двигательные действия (упражнения) «неведущая»/«ведущая» конечность выполнялись в пропорции 4:1. Длительность педагогического эксперимента составила 8 микроциклов, состоящих из двух дней.

Результаты педагогического эксперимента показали достоверность различий в показателях, характеризующих уровень силовой подготовленности. В частности, по результатам выполнения десятикратного прыжка с места произошли достоверные прибавки в результатах на неведущей ноге (p<0,01) и (p<0,05) на ведущей ноге.  У двоих испытуемых разница при сравнении длины прыжков на левой и правой ноге была сведена к 0, а достоверность различий по этому показателю для всей экспериментальной группы был на уровне p<0,01. Аналогичные изменения были зафиксированы и для показателей отдельных мышечных групп нижних и верхних конечностей по показателям максимальной силы в изометрическом режиме, полученным на компьютерном динамометре. Что касается изменений в показателях координационной подготовленности, то наиболее ярко это отмечено в тесте на кратковременную двигательную память (p<0,01). Менее выраженные изменения были отмечены в тестах по оценке баллистических и следящих движений (p<0,05).

Выводы

Использование упражнений статодинамической направленности приводят к целенаправленному изменению  силовых способностей.

Использование контроля выполнения упражнений силовой направленности с одновременным контролем положения тела по методу биологической обратной связи, способствует сопряженному развитию (контролю) уровня координационной подготовленности.

Была разработана методика совершенствования координационной подготовленности с использованием локальной силовой тренировки.

Автор(ы): 
М.П. Шестаков, Е. Шелудько, А.В. Абалян, Т.Г. Фомиченко

Статьи по теме

ВВЕДЕНИЕ - 5 
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ - 9 
1.1. Современные представления о функции равновесия и координации движений. - 9 
1.2. Нарушение статокинетической функции у больных с поражением вестибулярного аппарата. - 14 
1.3. Состояние функции равновесия у больных с... Подробнее